Новое в жизни ребенка: что делать родителям?

В жизни ребенка очень много вещей происходит впервые. Взрослым привычно включать свет, щелкнув кнопкой на стене. А вспомните, сколько восторга доставляет малышу, который только что освоил это волшебство, включать и выключать свет! 
На новое все дети реагируют по-разному, потому что нервная система, особенности характера и ранний опыт детей тоже разный. В любом случае, чувства, с которыми ребенок встречает новое, часто ярче, чем в аналогичной ситуации у взрослого. 
А нового в жизни ребенка очень много. Первый раз он едет в гости к бабушке. Первый раз сломал машинку. Первый раз смог поехать на велосипеде. И наконец – первый раз идет в садик, школу, едет в летний лагерь без родителей, сдает экзамен. 
Любые перемены для ребенка – это стресс. Чем больше в жизни меняется, тем больше стресс. Умеренное количество стресса в жизни полезно и даже приятно, это мобилизует и дает силы. Но чрезмерный стресс опасен. Любому, даже самому эмоционально устойчивому ребенку в период перемен необходимо, как минимум, внимание и поддержка родителей.
Мы предлагаем вам способы, которыми вы можете поддержать ребёнка, когда он оказался в новой для него ситуации.

Психологическая безопасность

Важно, чтобы у ребенка было свое место (комната или ее часть, своя кровать, полка в шкафу, место для игрушек и т.д.). Особенно это важно, когда ребенок будет жить без родителей какое-то время. Даже если вы живете где-то временно, у вас ремонт, вы очень стеснены в квадратных метрах, или даже если ребенок просто идет в поход – обсудите с ребенком, где будет находиться его безопасное место. Разграничьте пространство на чужое, общее и лично ребенка - это создает ощущение безопасности. 

Придумайте свои ритуалы. Они могут быть простыми и не занимать много времени, например: обязательно помахать маме в окошко, выходя из подъезда утром перед школой, обмениваться в течение дня СМС-сообщениями, по утрам слушать веселую музыку, а по субботам есть кекс. Подобные ритуалы также работают на создание психологической безопасности.

Освоение незнакомого пространства

Освоить незнакомое пространство не менее важно. Пройдите с ребенком по коридорам школы, познакомьтесь с руководителем секции, покажите, где в здании туалет и где столовая. Дома нарисуйте схематично план здания, отметьте, где находится класс. Если ребенок отправляется в поездку можно рисовать план на карте страны – все это помогает сформировать безопасное пространство.

Освоение необходимых навыков

Ребенку пригодятся (в зависимости от ситуации) элементарные навыки самообслуживания и социального этикета. Заранее научите детей одеваться/раздеваться; завязывать шнурки; складывать и отличать свои вещи от чужих; хорошо ориентироваться в своем портфеле; знать имена людей, с которыми нужно будет взаимодействовать; знать, как построить необходимые фразы (“Помогите, пожалуйста...”, “Спасибо, не нужно”); уметь подготовиться к какому-то делу и уметь его завершить; знать, как извиниться и как предложить свою помощь. Учить ребенка желательно в игровой форме. По опыту знаю, что мальчишки очень любят игру “пока горит спичка”: одевание на время, как в армии. Для каждого навыка можно придумать свою игру.

Временная перспектива

Важно сообщать ребенку о будущем. Чем старше ребенок, тем более далекими планы могут быть: 2-5 лет - планы на день, 6-8 лет - на неделю и т.д. Даже если события происходят очень стремительно, старайтесь говорить хотя бы о самой ближайшей перспективе, про которую вы знаете точно. Можно делать план на неделю наглядным – дополнять его картинками, рисунками или фотографиями. Создавайте приятную перспективу: после похода к врачу мы зайдем в кафе; после экзамена можно будет гулять до вечера; после первой недели в школе поедем на дачу.

Найти нужного взрослого

Любая школа (новая секция, спортивный лагерь) состоит из живых людей и среди них наверняка есть те, кто вам близок по духу. Ищите таких людей! Это может быть и классный руководитель, и учитель рисования, и завуч, и тетенька в столовой, и одна из мам. Главное - помочь ребенку их заметить и наладить с ними контакт. Например, подойти вместе с ребенком к его тренеру по борьбе и рассказать ему о спортивных успехах сына в бассейне, послушать похвалы учителя и обменяться телефонами. Задача: показать ребенку, на кого из взрослых, кроме вас, он может рассчитывать в новой ситуации. Подключайте резервы семьи и друзей, расскажите ребенку, кто может быть полезен (может поддержать), почему, как договориться с этим человеком о помощи. Если тетя занималась в детстве художественной гимнастикой, она сможет хорошо рассказать о тонкостях этого вида спорта и поддержать ребенка, который собирается на первое занятие.

Уделите внимание телесной/эмоциональной разгрузке

В период адаптации особенно важна забота о теле и своевременная эмоциональная разгрузка: сон, прогулки, массаж, совместное приготовление еды, бой подушками, катание у папы на плечах, новая прическа, совместное делание чего-угодно своими руками по видео из Интернета, пение или танцы (для удовольствия), уборка или перебирание старых вещей, изготовление венков из цветов и листьев, валяние в снегу, на траве, в сухой листве, разжигание костра, шитье или забивание гвоздей, катание на чем угодно и т.д.

Уверенный родитель рядом

Демонстрируйте своим поведением, что на вас можно положиться. Если даже вы не знаете, как будут разворачиваться события, скажите ребенку: «Я пока не могу тебе сказать ничего определенного, я подумаю до…» или «Сейчас я наблюдаю и стараюсь собрать побольше информации, чтобы принять правильное

решение». Даже если вы не знаете, что делать в трудной ситуации, дайте ребенку понять, что в конце концов все уладится, что вы вместе с ним и справитесь с трудностями. Важно не количество, а качество проведенного вместе времени. Если вы много работаете, устаете и редко видите своего ребенка, уделите свое внимание тому, чтобы обсудить подробно, как именно и когда вы будете его поддерживать. Иногда достаточно маленькой записки на холодильнике или конфетки на подушке, фотографии присланной на телефон няни или игры в слова по СМС - выбор огромен. Главное - показать ребенку, что ваши отношения остаются надежными и вы эмоционально включены в его жизнь.

Понимание и сочувствие

Обсуждайте и проговаривайте с ребенком то, что его волнует. Пусть он «выговорится» - дайте ему возможность отреагировать. Любые чувства ребенка (не действия) должны иметь место для выражения. Помогите ему осознать, что именно он чувствует (злость, растерянность, страх, беспомощность, восторг, печаль, …). Не

игнорируйте вопросы ребенка, старайтесь не отвечать “дежурными” фразами, а если вам трудно о чем-то говорить, можно просто взять ребенка за руку или обнять.

Ресурсы

Иногда посмотреть на ситуацию под новым углом помогает фантазирование – «А что бы ты хотел сделать со школой, если бы был волшебником?», «Если бы ты был супергероем, как бы ты поступил в этой ситуации?», «Что бы ты сделал, если бы нашел кучу денег?», «Как выглядит дом (школа) твоей мечты?». Придумайте и

расскажите ребенку и свои идеи тоже, что бы вы сделали, если бы были супер-героем. Ребенка также может поддержать рассказ родителя о том, что он делал, когда оказался в непривычной (новой или трудной) ситуации. Не сравнивайте ребенка с собой, просто расскажите, что вам помогло справиться.

Позаботиться о чувствах родителя

Родителям, с одной стороны, важно уметь «взять за скобки» свои тревоги и переживания, чтобы не нагружать ими ребенка, а с другой – не пропустить ситуацию, требующую активных действий. Как бы вы не относились к выбранной вами школе, системе образования в целом и учительнице вашего ребенка в частности, мысли о том, что учебные успехи сына/дочки как-то характеризуют ваш “родительский профессионализм” будут приходить вам голову. И, скорее всего, будут вовсе не доставлять удовольствие, а тревожить и расстраивать. И, чтобы поддержать ребенка, ваша задача уметь отделить “мух от котлет”: вот это - мои подозрения, что я “плохая мать”, а вот это - ситуация, которая действительно требует моего волнения и вмешательства. Не дайте тревогам о будущем вашего ребенка овладеть вами, тем более в самом начале школьной жизни. Сейчас самое важное сосредоточиться на, вроде бы, мелочах: палочки и крючочки, умение завязывать шнурки, интересные книжки, друзья в классе... Задачи здесь самые простые, но не менее важные. Ориентируйтесь на реальность, на то, что происходит с ребенком и на его потребности. Интернет и советы других людей могут поддержать, но чаще всего, к сожалению, бесполезны.

У всех детей скорость адаптации разная. Кто-то легко перестраивается, быстро привыкает. Кто-то – медленно. Наблюдая за своим ребенком, разговаривая с ним, вы узнаете, что ему необходимо, чтобы с легкостью и уверенно приобретать и интегрировать новый опыт – а, значит, успешно развиваться. 
Остались вопросы?
С удовольствием ответим на них!
+7 (999) 815-9338
info@vzrosleem-vmeste.ru